Литературный экспресс (Москва - Владивосток, 29 сентября - 15 октября). 2.10.2008, г. Пермь
15:30 Круглый стол "Я хочу быть понят своей страной" (Вл. Маяковский).
Модератор: М. Амелин (писатель, издатель).
Участники:
И.А. Абузяров (писатель)
М.А. Амелин (писатель, издатель)
С.М. Белорусец (поэт, переводчик)
А.А Гиваргизов (писатель, поэт)
В.В. Головачев (писатель-фантаст)
Е. Доброва (поэт, литературный критик)
А.В. Королев (писатель, драматург)
Т. Крюкова (поэт)
А.Н. Курчаткин (писатель-романист)
В.Г. Попов (прозаик, сценарист)
Тезисы
Амелин: Итак, тема нашего круглого стола "Я хочу быть признан своей страной". Это слова Маяковского.
[Речь пойдет о признании, известности писателя в России - W.]
Головачев: ...Работайте, и у вас будет 20 тысяч экземпляров. Я работаю каждый день. Работайте, работайте, и у вас все будет получаться. ...Проблем дофига, но творческих проблем нет, потому что я знаю, что я пишу. И, как оказалось, то, что я пишу, востребовано еще и другими.
[Тут Головачев заявил, что, чтобы стать успешным, надо прочитать все 50 его книг - W.]
Амелин: Но работаем мы все, и не у всех есть миллион.
Попов: ...Про что надо писать, чтобы быть популярным? Про жизнь? Изобрести что-то свое, чтобы быть понятым своей страной. ...Если идти за жизнью, то отстанешь. Вот Василий Васильевич придумал что-то свое, и популярен. ...А реалисты проиграли.
Амелин: ...Валерию Георгиевичу жизнь сама подкидывает сюжеты, которые ни в одной фантастике не придумаешь. ...Милые курьезы, иронические усмешки. ...Надо без очереди проскочить на свою крышу и там махать руками. ...И мир найдет <меня>. И я уже не командую: он командует мной.
Белорусец: Не важно, буду я понят своей страной или нет. ...Для настоящего литератора не так уж и важно, издается он или нет. ...Все это в ноосфере делается. И кому надо, те найдут <писателя>. По-настоящему нужные люди не известны, так как нет необходимости себя позиционировать. ...И <таким> не надо печататься. ...Это касается неких высоких материй.
Курчаткин: Тема безбрежная и интересная, т.к. в нее можно вместить все литературоведческие споры, все писательские споры и разговоры. ...Для чего, что и как ты пишешь. Может быть, может не быть. [Это об успешности - W.] Ты можешь этого желать, можешь не желать. А произойдет все так, как угодно небу.
Т. Крюкова: Не соглашусь, что достаточно написать и писать в стол. Я никогда не писала в стол. Я пишу с 89 года, публиковаться начала в 96. И все эти годы никто не брал моих книг. ..Я в стол не пишу, я пишу для людей. ...Я не могу писать для узкого круга людей. ...У литературы взрослой и детской разные задачи [Т.К. известна и как автор книг для детства и юношества - W.] ...Каждый внутренне должен решить, для кого он пишет. ...Знайте, что вы десять, пятнадцать, двадцать лет будете биться и своего добьетесь. ...Если вы решили писать для многих, "одночасье" придет, пусть даже будет длится оно десять - двенадцать лет.
Амелин: Тамара Крюкова права: надо определить свою целевую аудиторию.
Королев: ...Возникает дистанция. [Между автором и читателем - W.] Задача писателя - не родить текст, а родить читателя. Это первая твоя задача. ...Всем известно, что существуют живые и мертвые писатели. ...Слава тебя ждет за гробом - при жизни будешь безвестен. ...Если тебе дана слава при жизни, ты не будешь известен после смерти. ...Родить читателя, а только потом написать текст. <Писатель> должен найти себя в этих родах, т.е., родить и себя. ...Если страна тобою не рождена, ты не можешь быть ею понят.
Гиваргизов: Мне было бы неловко произнести фразу "Я хочу быть понят своей страной". Я хочу быть понят своими читателями, своими друзьями. ...Если их не будет - я буду чувствовать себя одиноким.
Абузяров: Скажу только, что я хотел бы понять свою страну больше, чем быть ею понят.
Доброва: Все говорят о признании прозаического текста. ...Стихотворение - самостоятельная художественная единица. [Т.е., очевидно, речь о том, что поэзия имеет право быть непризнанной вообще, ей вообще это ни к чему - W.]
Амелин: Поэту трудно, поэт обречен.
[Открытая полемика, включаются и пермские писатели - поэты. Опять сетую на отсутствие диктофона... - W.]
Королев: ...В чем пародокс литературы: пока есть нищие старики, есть о чем писать. Как только этого не будет, и писателю нечем будем заняться.
[Тут нечто пермское, какая-то пермская книготорговка (простите, имени не знаю) произносит длинную и гневную тираду, суть которой сводится к тому, что достаточно дать денег на раскрутку писателя, и он будет популярен. Все дело движется к концу. Головачев пробегает мимо с воплем: "Я должен доложить в ФСБ, что тут происходит". - W.]